Интервью
Никогда не поздно
начать пеленать

Интервью Людмилы Краснобаевой для Елены Петряевой
Узнать подробнее
Людмила Краснобаева: «НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧАТЬ ПЕЛЕНАТЬ»
Недавно в Вологду приезжала женщина, которую хорошо знают многие мамы в России и за рубежом. Людмила Краснобаева — консультант по вопросам Семейного Бытоустройства, специалист по послеродовому восстановлению и уходу за новорожденными. Корреспондент «АиФ» встретился с Людмилой, чтобы задать ей несколько вопросов.
ЕП
Люда, вы постоянно встречаетесь с мамами и детьми в разных регионах нашей страны и за границей: в Европе и в Азии, и вот посмотрели детей на семинаре в Вологде. Вологодские дети чем-то отличаются от других? Вообще есть какие-то различия в развитии малышей в зависимости от региона?
ЛК
Нет, дети везде одинаковые и проблемы примерно такие: крохотные детки часто плачут, сложно засыпают, с трудом мамы могут наладить грудное вскармливание, а наладивши- обнаруживают, что ребенок сосет грудь круглосуточно, изнуряюще снять с грудного вскармливания бывает тоже весьма не легко.

Не так просто уложить детей в коляску поспать на прогулке, младенцы отвергают коляску, требуют ношения на руках. А в дальнейшем не очень успешно дети ползают, неловко двигаются, предпочитают по-прежнему мамины руки.

Подрастая, дети испытывают сложности в отношениях с окружающим миром, попадают в ловушку гиперпривязанности, порой сужая круг общения до предела (только мама), импульсивны, впечатлительны, быстро утомляются, «настаивают» на таком карантине эмоциональном — особой осторожности со стороны взрослых — иначе крик, несогласие, истерика пугающая.

Родителям такое поведение детей либо ставят в упрек, намекая на дефекты воспитания, избалованность. Или, наоборот, призывают «запастись терпением», так как у ребенка идет «очередной» этап взросления.

И обе позиции совершенно ошибочны. Сложное поведение детей не связано с вопросами воспитания или отсутствием психологическим комфорта, материнской послеродовой депрессии или дефицитом базового доверия между взрослыми
и детьми.

ЕП
В чем же причина такого сложного поведения?
ЛК
ЛК — Поменялся уход за детьми. Причем, в простых таких приемах. А оказалось, принципиально изменили экологию роста ребенка. Тонус мышц стал очень сильным, мышцы буквально не поспевают за ростом костей, лежат жесткими комочками на плечах, предплечьях, на бедроках и голенях. Ручки скрючены, ножки скрючены. Складочки в локотках и под коленками багровые. Пах очень сжат.

Компрессия в позвоночном столбе тоже слишком сильна. Поясница прогнута, лежать на спине не комфортно, а в перевороте на животик эта же поясница беспощадно вжимает ребра в матрац, не дает приподняться на четвереньки, вывести коле ночки вперед, ползти. Так и лежит детка на пупке месяцами. Точнее хнычет и требует ношения на руках, и не ползает, не ползает…
ЕП
Какие приемы по уходу изменились, можно конкретнее?
ЛК
Да, приемы самые простые. Они как раз помогают смягчать общий тонус и учат раскрывать ручки и ножки, помогать пояснице расслабиться, позволить улечься в полный рост. Приемы, помогающие ребенку почувствовать себя понятым и защищенным.

Мама тетешкает ладошки-ножки. А когда детка хочет спать, припеленывает в полный рост. Вот и вся азбука нехитрая.

Как намокнут пеленки, перепеленать – и опять в полный рост детку уложить. Порой дети пять раз кряду могут пописать в пеленки, только успевай перепеленывать. Но труд по перепеленыванию поистине благостный: разгладить ручки, ножки, бережно спеленать. Сколько раз ребенок попросил, столько раз и повозились с ним.

В пеленочках шея расслабляется, локотки-коленочки раскрываются. Детка уснул и выспался роскошно, сполна. Проснется голодным и мягким, удачно захватит грудь и быстро качественно поест. Совершенно пьяным от еды уснет глубоко и сладко.

Первый месяц дети должны спать по 20-22 часа в сутки.

Такой сон – залог отличного развития нервной системы и гармонизации роста мышц и костей.

А когда мышцы в чрезмерном тонусе — недосып, неусвоение пищи, срыгивание, не в порядке и
дыхание, и кровообращение.
ЕП
А причем тут дыхание?
ЛК
Ну как же! Если ручки сжаты, они очень сильно давят на грудную клетку. И шея втянутая, тоже по эстафете сказывается на спазме межреберных мышц, они растопыриваются, экскурсия ребер и легких нарушается. Торчат нижние ребрышки жестко, даже собственно ребрышки не прощупать — как панцирь, крабик такой…

И механика дыхания затруднена и кровоток затруднен. Толстые жесткие мышцы беспощадно пережимают кровеносные сосуды, и трафик крови резко теряет в объеме и скорости. Гипоксия чувствуется по всем уровням, но острее и драматичнее всего — в мозгу, увы… Беспокойство и не сон. а внешне выглядит: ну сжаты ручки, ну шейка коротенькая, как гармошечка.

Причем совершенно здоровенький и благостно рожденный ребеночек перед тонусом беззащитен. Родился, и начал поджиматься опять в эмбриончика.
ЕП
Что дает пеленание?
ЛК
Пеленочка обеспечивает ребенку положение в полный рост. Этого положения ему самому достичь сложно. Но именно в этом положении оживает вся система кровообращения. Вынули ребенка из пеленки, и совершенно живые возвратные руки хватают погремушку, перекладывают ее из руки в руку, он демонстрирует ловкую манипуляцию, живое выражение лица. У непеленутых деток не только кровообращение не очень хорошее, но им еще и мышцы плохо подчиняются. Они
все время в зажатом состоянии, не могут расслабиться. Не владеют руками и ногами. Им долго до ползания. Они,
в основном, хнычут и сидят на руках. Человеческий детеныш к ношению на руках не предрасположен. На руках он расслабляется и давит всем весом в это нарушение, выворачивая ребро, скручивая тазобедренный сустав, заворачивая шею…

Мама может и сохранить комфорт и помочь малышу расти – пеленая, расслабляя прикосновениями. Напевая или наговаривая потешки, пестушки. Ее заботы по выглаживанию детского тельца на самом деле имеют огромное значение. Помогают ребенку в дальнейшем быть стройным, с красивой осанкой. Осанка — наша «гарантия здоровья и в теле и здоровья в мозгу».

Напитанный кислородом мозг отлично справляется с нагрузками жизни, роста, взросления. Сберегли осанку, и ребенок будет «врожденно» внутренне красив, его поведение будет ровным, выносливым, стабильным, благодарным — буквально. В любом возрасте. Быть благородным, добрым, светлым. А снятый излишний тонус с рук и ног позволит быстро поползти и наползать
несколько месяцев до того, как пойти. Хорошо наползанная спина — бесценная инвестиция в здоровье. Наползанные ножки выстраивают безупречный таз. Ножки будут стройными, без плоскостопия или косолапости. Наползанные ручки не дадут ссутулиться в школьные годы, не будет искривлений, не будет межпозвонковых грыж, мигреней и переутомляемости. Успешно
детка учиться будет…

Так что расправлять ручки, ножки, пеленать в полный рост на сон, вкладывать в мозг предсказуемую информацию — вот и вся наука благостного ухода за младенцами.

ЕП
Неужели нашение на руках не означает заботу? Пеленание так много значит?
ЛК
Ну а вглядитесь, каково расти в бодике и памперсе? Мама на руки подхватывает за подмышки и призывает тем самым усилить и без того жесткий тонус в плечиках и подмышках. Головку в плечи втянуть, чтоб не отломилась. В бодике детка сполна демонстрирует рефлекс самосохранения, рефлекс, заставляющий поджиматься туловище, прижимать покрепче ручки ножки, голову втягивать в плечи: «Карауль свою шею сам. У нас то бомбежка, то налет, так что ты уж это… будь собран». И вот ребенок предпочитает голову втянуть в грудь. И попробуйте потом эту шею достать. Причем сила сжатия мышц превышает норму в разы, шею расслабить очень трудно, распрямить ручку просто нереально, мама и не рискует ее распрямлять.

Детка часто плачет от того, что связки болят, мышцы забиты как у спортсмена, стонут угнетенные кости и болит голова. Но если детку ничто не охватывает, то безопасности детка не ощущает и продолжает самосохраняться, сжиматься и плакать.

Долгое укачивание или ношение на руках оказывает медвежью услугу — детка расслабляется не по осанке, а в позе далекой от нее — ребро на ребро, таз и шея перекручены. Мама, долго носящая ребенка на руках, теряет силы, здоровье, оставляет в дефиците своего внимания подросших детей, мужа. Качество жизни семьи проседает, палуба кренится, все скользит по
нисходящей…

Долго носить на руках ребенка нельзя. Он плачет потому, что у него проблема, а не потому что «Мама, мне надо тебя воспитать!» Успокаиваем и носим не дольше трех минут, а потом — изысканная забота.

Мы хватаем ребенка, когда он плачет. Это вполне человеческий жест. Он разрыдался, я схватила, минуты три мы обнимаемся, как можем, и, если продолжает плакать после этих трех минут, все- таки выкладываем, пеленаем и начинаем заниматься ребенком. Плачет? Запеленай! А потом уже начинаем легонько расхлопывать коленочки, раскрывать кулачки, доставать шейку… Примерно такой сценарий.

(Сейчас Людмила говорит, что даже 3х минут не ждём. Плачет — пеленаем. Как-нибудь, но пеленаем. Успокоится, тогда уж будем дальше разбираться. Плач очень стягивает тонусом ребенка — Прим. Ст.М.)
ЕП
Вместо ношения на руках надо разбираться с рефлексом самосохранения?
ЛК
Да. Несдержанный рефлекс самосохранения беспощадно комкает будущую осанку превращая ребенка в «конька-горбунка», ножки поджимаются и подкручиваются кнутри, коленочки кнутри и голеностопы, пальцы на ножках скручены и порой лежат друг на друге в шахматном порядке. Большой размер ноги, плоскостопие, косолапость — все эти искажение начинаются в этот момент. А косолапым девочкам будет очень непросто родить ребенка в свое время.

Поджатие плеч к ушам и вжатие головы в плечи стагнирует дыхание и сердечный ритм, спазмирует кишечник, препятствует работе почек, печени и поджелудочной — отсюда вся проблема с усвоением пищи, запорами, грыжами кишечными и межпозвонковыми, нарушения прикуса, истирание зубов, молодеющий сахарный диабет…

Шея, пережатая сильными «спасающими» мышцами, не пропускает в мозг питание.

Гримасы гипоксии — это и есть все формы гиперпривязанности, низкого социального иммунитета, мизерного запаса адекватности, нетерпимости, неприкосновенности, гипервпечатлительности, истеричности.

Все назойливые проявления: просыпаться ночью, кричать по ночам, сосать пальцы, привязываться к фетишу (пустышка, тряпочка, волосы накручивать), теребить пупок или половые органы, кусаться, щипаться, жестко проявлять предпочтения в еде… Ребенок, у которого проблемы с шеей и спиной, чрезвычайно импульсивен, его поведение несистемно. Он не спит, он
не ест, у него огромное количество разных взаимоисключающих желаний. Всё, что кажется плохим характером или недостатком воспитания, это на самом деле проблемы кровоснабжения мозга. Воспитанием не лечится, если можно так выразиться.

Хорошее поведение, как и нравственность — на самом деле врожденные качества человека. Ум, восприимчивость… Ребенок, у которого с шеей всё хорошо, чаще всего демонстрирует от рождения интеллигентность, готовность к жизни, его не надо воспитывать, воспитание «само получается». Очень жаль, что общая тревожность, тонус беспощадно обворовывают мир ребенка, превращая взросление в пытку. Но об этом мы уже говорили выше…
ЕП
Глубокое чувство безопасности в пеленке?
ЛК
Как показывает практика — да. Пеленаем с рождения. Раньше ребеночка едва родили, подхватывали, мыли, (измеряли, взвешивали), но, главное, нянечки мгновенно новорожденного запеленывали в «полешко». Зачем они это делали, они, наверное, точно не знали. Иначе не позволили бы деткам так страдать без пеленки.

Когда пришла разнарядка детей больше не пеленать, пеленку защитить никто не смог внятно. Никто не знал, от чего пеленка защищала.

Детка не спокоен? — так носите на руках, подвяжите в слинг. Скрюченного, скособоченного, с коленками кнутри, и с поясничным прогибом как у скорпиончика… Пеленку выбросили. Есть бодики красивые и дорогие, есть памперс, зачем пелёнка? А на самом деле, запеленывая ребенка, мы ему сообщали: «Ты сохранен! Выпрямись во весь рост! Не сжимайся!» Если ребенка не запеленать, начинается процесс сжатия.
ЕП
А собственно качество родов имеет значение?
ЛК
Для меня неожиданностью стал столь быстрый и мощный гармонизующий эффект пеленания для деток, рожденных экстренным кесарево, или деток с многократным обвитием, асфиксией в родах. Родовая травма быстро сводится на нет пеленанием новорожденного. Я перестала задавать вопрос как именно протекала беременность и как прошли роды. Буквально
неделя пеленания, и разница между детками, рожденными на 10 Апгар, и экстренным кесарево исчезает.

Главное расслабить ручки материнскими прикосновениями, и в шее исчезает гиперкомпрессия — главный бич кесарева сечения.
ЕП
Как мамы себя ощущают, пеленая новорожденных детей?
ЛК
Мама, научившаяся расслаблять ручки и пеленать, быстро набирает уверенность. Детка ловко хватает сосок, если ручки выпрямить и припеленать. Маме не больно. Ребенок поел и сладко уснул. Исчезает послеродовая материнская тревожность и депрессия. Можно месяцами носить детку на руках в бодике, но так и не понимать, и не видеть проблем его тельца, не
накопить мастерства, опыта. Оставаться месяц за месяцем беспомощной и беззащитной перед детским плачем. А неделя пеленания, и мамины руки волшебно ловки, глаза видят каждую складочку на тельце, анализируют складочку, расслабляют места настырного тонуса, помогают угомониться. Мама в мастерстве. Совсем другое качество жизни у семьи.
ЕП
Если ребенок подрос и у него сложное поведение — что делать? Тоже пеленать?
ЛК
Нужно овладеть простейшими приемами материнской этики. Мы это на практикумах и семинарах активно изучаем. И, да, припеленывать и подросших. В игре, в шутку, но таки дать им почувствовать себя в коконе в полный рост с выпрямленными ручками и ножками.

Примеров тому вокруг полно. Буквально вчера у меня в Москве было два близнеца по три с половиной года. Их не пеленали, носили на руках месяцами как козюлечек. Они до сих пор не говорят. А у младшего проявляется уже вполне себе аутистический спектр в поведении. Ребенок шею не может показать, не может подбородок приподнять, голову назад запрокинуть. Проще крокодилу пасть открыть вручную, чем заглянуть ему под подбородок. Там так всё зажато, такой
рельеф неблагополучный — как ему при этом начать разговаривать? Сам ребенок ситуацию не исправит. Прижать подбородок к груди — очень мощное тоническуое проявление.
ЕП
До какого возраста советуете пеленать?
ЛК
Мама четверых детей, Нина Жемчугова, отлично обобщила ситуацию, пишет мне: «Сходили с детьми в зоопарк, вернулись, все дети как ошалелые. Запеленала всех, все уснули, все выспались, пришли в себя, как новенькие». Понятное дело, что если четверо детей, то старшему уже не два года.

Стабилизировался ребенок, спокойно засыпает уже без пеленки, ну и не пеленаем пока. Начал беспокоиться, начали снова пеленать.

Мой младший сын Борис сильно волновался перед сдачей ЕГЭ по английскому. На грани отчаяния буквально. Запеленала в шутку как бы в простыню. Расхлопала. Успокоился, уснул глубоко. Сдал ЕГЭ английский на 96 баллов! Заволновался перед свадьбой? Запеленайте! Хуже не будет. Немножко шутка, но доля правды в ней большая.

ЕП
Что для вас особенно огорчительно в сегодняшних детях?
ЛК
К сожалению, все сегодняшние непелёнутые дети абсолютно к музыке не годны. Мышцы зажаты, координация недостаточная ни во времени, ни в пространстве, художественные задачи и вовсе непосильны. Это прямо чудовищная ситуация. В древней Греции, если ребенок не мог обучаться музыке, значит и гражданином быть не мог. Представляете, как они музыку ценили?
Даже не начинали обучать математике, если музыкой не овладевает. А зачем? Заурядный человек…
ЕП
А если немузыкальность наследственная, от мамы, папы?
ЛК
Генетика не так прямолинейна! Мы все рождены неплохо, у нас у всех очень неплохой ресурс. Кровообращайте мозг и таланты проявятся.
ЕП
Как вы ко всему этому пришли?
ЛК
У меня трое детей. Старшую Ксюшу мы растили в советские времена, и неплохо получилось! Красавица, очень обаятельная
и человечная, МГУ с золотой медалью.

Марк родился в годы перестройки. Растили по Никитиным, роды дома и т.д., не пеленали. Очень много беспокойства, не сна, прочувствовали на себе, на грани семья держалась. Борис родился через год и девять месяцев. Я вернулась к пеленанию. Сочетала педагогику Никитиных с советскими пеленками. Получилось идеально.

Мои дети в курсе всех моих мировоззрений, они знают мою систему ценностей до мелочей. У нас много общих тем для общения. Я на них могу положиться как на настоящих ассистентов.

Мои дети нравятся миру — с ними хотят дружить, сотрудничать, им доверяют.

Ксюша счастлива в своей семье и очень востребована на работе. Марк и Борис высокие, стройные, хорошо учатся
в институтах, выносливы, отзывчивы, добры и здоровы.

Я – счастливая мама.